Студия на подоконнике.

Съемка в домашних условиях при естественном освещении.


С развитием и совершенствованием различных графических редакторов становится все проще устранять некоторые погрешности на фотографиях, возникших из-за несовершенства нашей техники и отсутствия профессионального света и фона.
В своей статье я поделюсь с вами некоторыми идеями о том, как можно устроить небольшую студию прямо у вас на подоконнике (цветы, к сожалению, придется убрать).

Итак, что нам потребуется для создания министудии? Свет, фон и штатив (ну фотоаппарат-то, надеюсь, у вас уже есть?). И затем немного (ну, или много, это по потребностям) Photoshop’а или другого графического редактора. Приступим по порядку.

Свет.

Это просто. С незапамятных времен у людей был, есть и будет (еще около 5 миллиардов лет, кажется) замечательный источник света – звезда по имени Солнце. Солнышко - лучший друг фотографа; даже если оно слишком яркое, мы сможем затемнить его свет с помощью обычной ткани или газетного листа, а вот когда солнца нет, то становится слишком темно, матрица на не очень дорогой мыльнице начинает «шуметь», тогда лучше пойти заняться обработкой снимков в ФШ.
Но кроме основного источника света нужны еще и вспомогательные. Роль их будут выполнять отражатели. Лучше иметь два отражателя и по желанию третий золотистого цвета. Как сделать самим отражатели, можно прочитать в статье «Свет. Рефлекторы (отражатели)». Отражателем может быть простое зеркало, только внимательно следите за солнечными зайчиками, чтобы они не испортили вам светотеневой рисунок.

Фон.

Для фона лучше всего прикупить в ближайшем канцелярском отделе ватман белого цвета большого формата. Лучше брать гостовского стандарта, тогда цвет будет действительно белый. Там же посмотрите и цветную бумагу, чем больше размер найдете, тем лучше. Обращайте внимание на качество цветного покрытия – цвет должен быть ровным, гладким. На некоторой цветной бумаге то ли краска плохо нанесена, то ли бумага слишком тонкая, но просвечивает белая обратная сторона. Такая бумага не подойдет. Если у вас есть недалеко фотомагазин, зайдите и спросите фотобумагу (цветную) - может быть, вы решите купить ее (если вас устроит цена). Цвет бумаги определяется вашими потребностями, но обязательно иметь черную, причем лучше парочку листов.
Для фона также подойдет и ткань, но здесь есть тонкости. Нужно отслеживать, чтобы ткань не давала бликов, и следить за складками в кадре (или натянуть ткань на каркас, чтобы складок не было).
В некоторых случаях хорошим фактурным фоном может стать обыкновенный лен или мешковина.
Мне очень нравится в применении доска для лепки, купленная в детском магазине. Она представляет собой лист тонкого пластика белого цвета с немного глянцевой поверхностью. Есть формата А4 и А3. Хорошо гнется. На ней можно без боязни снимать "мокрые" сцены.
Ну и, разумеется, вы можете экспериментировать с любыми подручными материалами, вас ограничивает только ваша фантазия.

Штатив.

Для съемок натюрмортов я очень рекомендую приобрести штатив, хотя бы настольный. Стоит он совсем недорого, но зато освобождает вам руки. Установив камеру и посмотрев в видоискатель, вы сможете поправить композицию, не потеряв при этом найденный ракурс.


А теперь перейдем к практике. Я покажу, как обустроила студию я, что и как можно снимать возле окна.

I. Предметы на однотонном фоне


Что необходимо иметь:
фон – лист белой или цветной бумаги.
Отражатели.
Рассеиватель на окно (при ярком свете).
Штатив и немного Photoshop’а.
Схема:

Прикрепленное изображение

Лист бумаги сгибаем так, чтобы он одновременно был и «полом», и задней «стенкой». Продумайте, как закрепить его на вашем рабочем месте. У меня используется бумажный скотч, но это не очень удобно, так как потом его от бумаги уже не отлепить.
С одной стороны окно, на которое в случае яркого солнечного света может понадобиться повесить рассеиватель – полупрозрачную ткань или тонкую бумагу; с другой стороны отражатель.
Вот и все, приступаем к съемке. (Не забудьте объект фотосессии!)
После съемки вам, скорее всего, потребуется легкая коррекция в редакторе – цвет, контрастность и отбеливание фона. Для последнего я рекомендую воспользоваться методом Replace Color, который подробно описан на нашем форуме в разделе Уроки Adobe Photoshop.
Фотографии моей студии и результаты:
общий план:

Прикрепленное изображение

съемка на белом листе (в данном случае Photoshop не использовался – это результат очень мягкого, но достаточно сильного солнечного освещения и отражателя):

Прикрепленное изображение

Как можно использовать цветной фон для создания сюжета. Я решила применить еще фильтр для имитации рисунка в детской книжке.

Прикрепленное изображение


II. Съемка в контровом свете
Когда за окном чистое голубое небо и солнце с любопытством заглядывает к вам в студию, можно использовать такую схему:

Прикрепленное изображение

На прозрачную подставку (например, лист оргалита или простое стекло) кладем лист бумаги (не ватман, более тонкую), загибая его так же, как и в прошлый раз, только задняя стенка у нас находится около окна (окно, кстати, должно быть чистое, иначе вся пыль будет просвечивать). Ставим с двух сторон отражатели и фотографируем предметы на идеально белом фоне.
Вот как это выглядело у меня:

Прикрепленное изображение

В качестве прозрачной подставки я использовала вазу стеклянную, листа бумаги тонкого в тот момент у меня под рукой не оказалось, поэтому применила рассеиватель - ткань. Но это все же не очень удобно, на крупном плане видно структуру и складки. С двух сторон стоят два отражателя.
Вот исходник и результат применения метода Replace Color:

Прикрепленное изображение

А вот итоговая картинка целиком:

Прикрепленное изображение

Но более интересен вариант, когда вместо белой тонкой используется черная непрозрачная бумага или ткань.

Прикрепленное изображение

Итак, подставка не нужна, но зато появились два новых предмета - это затемнители – листы черной бумаги (или ткани). С помощью такой схемы можно красиво снять блестящие предметы с невысокой степенью отражения (для сильно отражающих нужен световой куб, об этом в следующий раз). При помощи отражателей и затемнителей мы создадим объем нашим предметам. Окно при этом будет выступать в роли своеобразного софтбокса, подсвечивая контуры объекта.
Мы должны понять, что объем на фотографии можно передать с помощью игры света и тени. Поэкспериментируйте, передвигая отражатели и затемнители, чтобы добиться красивого сочетания света и тени на объекте. Для того чтобы получить тонкий темный кант по краю предмета, нужно подобрать ширину черного листа (в зависимости от величины снимаемого объекта).
Мои эксперименты и результат:
Общий вид:

Прикрепленное изображение

Окно затянуто рассеивателем, в качестве фона черного и затемнителей используется черный искусственный шелк. Объект съемки помещен на глянцевую черную поверхность (к сожалению, пока еще у меня нет черного оргстекла). В результате нескольких перемещений отражателей и затемнителей, а также применения Photoshop’а для устранения дефектов "пола" и некоторых царапин на самом объекте (см. рис.):

Прикрепленное изображение

получен вот такой результат:

Прикрепленное изображение

III. Натюрморт

Что-то я увлеклась предметной съемкой. Надеюсь, что кому-то это будет полезно, но на этом возможности нашей студии не заканчиваются. У окна можно снимать и художественные натюрморты. Схемы будут все те же, надо просто включить воображение!
В качестве фонов используйте различные цвета и фактуры, например стекло, ткань, рельефную бумагу, камень, дерево, кожу, воду, сыпучие материалы.
Несколько идей от меня:
Повесьте на окно что-то полупрозрачное. Например, соломку из китайского набора, это даст интересный эффект, как будто солнце светило сквозь жалюзи.
Можно использовать листья растений, чтобы имитировать свет из солнечного сада.
На пути света можно ставить и небольшие предметы, создавая художественную тень, для того чтобы натюрморт выглядел более натурально.
Вместо белого рассеивателя можно использовать цветной, это придаст определенный колорит вашим снимкам.
Используйте в качестве фона иллюстрации из журналов или ваши фотографии.

Вот как раз используя последнюю идею, я сделала следующий натюрморт. Фоном выступает пазл, собранный мною, изображающий японский замок в солнечный день. Но чтобы было не видно, что это пазл, я поставила соломку, сквозь которую видно лишь солнечную зелень, создающую определенное настроение. Вот как это снималось

Прикрепленное изображение

и вот результат:

Прикрепленное изображение

Внимательные читатели могут заметить отражение окна в чашке и чайнике, но в следующий раз, я постараюсь это исправить. И рассказать вам как это можно сделать.

Вот и все, что я хотела вам рассказать сегодня. В заключение разрешите показать вам еще одну мою фотоработу, которая сделана около окна по самой простой схеме (с одним отражателем) и последующей обработке в ФШ.

Прикрепленное изображение

Эта статья была опубликована в первом номере журнала ArtTower Magazine.